вторник, 18 февраля 2014 г.

2009.08.21 - Мамзышка или трейл за облака на 70км

Освоившись, пройдя первичную акклиматизацию и оббегав окрестности, захотелось сделать что-то действительно стоящее. Короче, потянуло на подвиги.

Город Гагры (Гагра, по-местному) раскинулся у подножия Гагрского хребта, который пятью, покрытыми лесом, отрогами выходит к морю. Если смотреть с моря, то крайний правый самый высокий отрог носит название Мамзышкинского. Все отроги соединяются в единую "ладонь" на плато Арабика с одноименной горой (~2500м), сливаваясь далее на северо-восток с Главным Кавказским хребтом (ГКХ). С моря вид потрясающий, ибо теплый морской воздух щедро снабжает влагой склоны гор, отчего над ними постоянно витает дымка.

Между пятью "пальцами" пролегают четыре ущелья, слева направо: Жоэкварское, Гагрипшское, Цихервское, название четвертого не знаю, над ним проходил Гагрский мост Сухумского шоссе с водопроводной трубой по нему, поэтому я называл мост акведуком;). По дну их текут одноименные реки. Как потом оказалось, по первым двум отрогам и ущельям проложены хоженые тропы. Но я про это не знал. Да и жил я под Мамзышкой (1873м) - главой самого правого отрога. По прямой до нее 6км, т.е. по карте она самая близкая;). В реале же до нее оказалось под 40км, большая часть асфальтированная дорога.

Находясь у подножия, законно испытывать тягу забраться на вершину?;) И хотя саму гору я из дома не видел, но тот факт, что она - первая и главная на побережье - не мог не устремлять мои мысли о ее покорении. Ну, скажите, где еще можно так доступно добраться простому человеку без навыков альпинистской подготовки, добраться из субтропиков на альпийские луга?! На Килиманджаро?!:))

Мамзышка

(вид на гору из Новых Гагр)

Попытка первая - не пытка!
(14.08.09)

Первую попытку мы с Олей предприняли еще на третий день, когда попробовали забраться на ближайшую гору напрямую. Попытка закончилась переменным успехом. В полуторачасовом броске наверх, мы уперлись в огороды горного селения, скрытого бурной субтропической растительностью. Правда собственно огородами эту территорию можно назвать с натяжкой, кроме кукурузы там, пожалуй, ничего не сеяли, а вот плодовых деревьев было в избытке. Поэтому это были скорее сады.

над Гаргами

Периферия садов и подлесок был заполнен зарослями ежевики. Это жуткое растение, имеющее наполовину стелющийся стебель, покрытый шипами. Через заросли приходилось практически продираться, ибо они цепко хватали свои жертвы за одежду. Как я пожалел, что не надел на руки хотя бы нитяные перчатки!

Не имея абсолютно никакого опыта, мы руководствуясь одной логикой, пытались подниматься на гору траверсами. При этом мы "завалились" в ущелье между Мамжишкинским и Псцырским отрогами.

Под пологом леса, образованного разновидностями вяза: ильмов, буков и прочих самшитов, растительность была поскромнее - папоротник и тот не рос. Лес рос из скал, покрытых мхом. Лично мне лазание по белому известняку доставляло подлинное удовольствие! Чего нельзя было сказать про Олю. Она как-то быстро сникла и запросилась вниз.

А вершина-то вот она! Манит просветами в кронах деревьев! Но ничего не попишешь, нести тело обратно не хочется. Поэтому спустя полтора часа после начала подъема, мы начали спуск обратно, продолжавшийся все те же полтора часа. Итого первая попытка, ставшая кросс-походом по скалам и прилегающим территориям, заняла у нас три часа.

Уже потом я понял, что прояви я диктат, все бы закончилось подъемом на промежуточную вершину, высотой метров 400-500м и только! А поскольку лес поднимался до 1700м, то эта победа оказалась бы неоцененной, ибо над нами было бы еще больше 1000м хребта.

Трейлом по горам!

После такой "длительной" хотелось что-нибудь поближе к беговой нагрузке. Над городом Гагры, помимо объездной дороги (Сухумского шоссе), проходит еще одна, через которую мы перебирались на нашем "пути к вершине". Длина ее асфальтированной части 34км. Вела она на главную вершину над Гаграми - Мамзышку (Мамдзышху) с высотой по местной карте 1866м, по Википедии - 1873м.

Конечно, сама гора - лишь вершина из горной гряды - хребта, правый край которого размывает река Бзыбь, Юпшара и Гега, и венчает Рица. Однако со спортивной точки зрения именно подъем на Мамзышку доступен за световой день, без всякого перехода в туризм или альпинизм;).

Однако так высоко я еще не поднимался! В Кисловодске неоднократно забегал на Малое седло, но это чуть выше 1200м над уровнем моря. А из самого города всего 1200-850=350м! А тут почти от уровня моря под две тысячи! Да еще дорога туда и обратно под 70км!!! Суперзадача! Мегамечта, одним словом! Что там такого имеет в своем активе Крым, на который так тянет Олю? Скока-скока там самая высокая вершина?!;)))

В моем мозгу засела ИДЕЯ ЭТОГО ПОДЪЕМА и словно ждала своего часа. Между тем, какой-то заметной акклиматизации за собой я не замечал. Был правда ее скачок, когда на третий день, после первой попытки "восхождения", перележал на солнце и в довершение запил сладкий нектар минералкой - вот это был срыв!:) Весь четвертый день ушел на стабилизацию, правда тренироваться я не забывал и послаблений для себя не допускал! (отменил вторую беговую тренировку;)

А вот Оля была моей проблемой, моей ахиллесовой пятой, которая однако же подобно ручнику, держала меня от заносов при выполнении тренировочного плана. Каждый шаг приходилось выверять в соответствием именно с ее запросами, порой игнорируя личные предпочтения. Семейная жизнь - подлинный компромисс субъектов! Манкирующий это утверждение, обречен на одиночество.

Так вот, по истечении пяти дней она заметила, что первичная акклиматизация ею преодолена - пульс на кроссах, особенно утренних, резко упал. Пора поднимать нагрузку!;)

И вот настал восьмой день нашего пребывания в Апсны, который одновременно был пятым после первой попытки полазить по горам. Накануне я удержался от второй тренировки вечером, просто погуляв четыре часа по Старым Гаграм, заодно пообещав, что следующий после восьмого (девятый) день будет не просто отдыхом, а экскурсионным - поедем на озеро Рица, попьем вина, попробуем меда и т.д. Вобщем метод кнута и пряника в действии!;)

Конечно у меня не было в голове изначально четкой схемы действий. Однако, я рассчитывал на трехчасовую беговую нагрузку, ну как минимум до поворота дороги (14-16км). Вместе с тем, было понятно, что Оля не сможет бежать с моей скоростью и наоборот. А значит придется сочетать бег и ходьбу. Т.е. время второй длительной может превысить три часа.

С этими мыслями утром в 7:00 мы вышли из дома и полезли на верхнюю дорогу с которой уже можно было бежать наверх. С собой я захватил один литр минеральной воды в фляжке, чтобы утолять жажду, если нас начнет поджаривать на солнце.

Траектория дороги повторяла линию побережья в направлении на юго-восток, одновременно с этим удаляясь от него. На высоте примерно 800м она делала изгиб похожий на изгиб государственной границы СССР в районе реки Пяндж, разворачивалась и шла в обратном направлении на северо-запад, поднимаясь до высоты примерно 1600м. Потом она загибалась, направо к вершине. Но почему-то до самой вершины дорога не доходила. В чем тут дело, я узнал позже;).

Итак, в 7:07 мы начали свой бег по дороге наверх. Поначалу все шло неплохо. Через три километра мы добрались до Видовой горки, туристы называют ее Смотровая 1 - места, откуда можно рассмотреть Новые Гагры и объездную дорогу (Сухумское шоссе), которая прерывается взорванным еще в войну 1992 года мостом. Отсюда прикольно встречать выход солнца из-за горы на рассвете.

Особо не оставаясь в этом весьма загаженном и замусоренном месте, бежим дальше и выше (дворников-таджиков в Абхазию на тот момент еще не завезли, поэтому мусор здесь не убирается, а иногда сбрасывается с дороги вниз под году).

Дорога извивается и извивается влево, за поворотом, дающим небольшой участок ровной дороги, следует новый подъем.

В ожидании Оли, начинаю идти пешком. У меня в первом часе нашего восхождения уже 20 минут ходьбы! Уже ездят машины, пока что все едут наверх. Пролетают "экскурсионные" уазики. Такое ощущение, что в каждом напихано по десятку человек. Потом узнали, что частник за экскурсию на уазике на "альпийские луга" берет по 900рэ с носа, длится она почти целый день. Но как цепляясь за борта открытого "козла", сидя на деревянной доске сиденья, можно разглядеть окружающие красоты?! Сомнительное удовольствие.

А посмотреть есть на что. Стройные ряды кипарисов и заросли ежевики по сторонам дороги, сменяет дикий инжир, разновидности вяза и акации. Выше разрастаются разновидности дуба и горной липы, сменяющиеся самшитовым сплошным пологом и такими деревьями, названий которых я даже и не знаю!

Через час и сорок минут добираемся до "пянжского выступа" - разворота на 180 градусов. Я оцениваю преодоленный путь в 14км. Мы на высоте около 800м. Внизу через разрывы в деревьях видна река Бзыбь, причем солидная часть русла, Бзыбзский хребет, а чуть дальше видна Пицунда - весь мыс целиком! Все семь башен-корпусов! Хотя хребет над Бзыбью не превышает 1200м, за ним только синева и никакой земли не видно. Красотища!

Между тем, мы бежим через места боев войны за независимость 1992 года: могилы и обелиски павших за свободу Абхазии интернационалистов, на асфальте следы гусениц БМП. Эти позиции - ключ к центру Абхазии - весь Бзыбский район, включая Новые Гагры как на ладони! Где-то там слева озеро Рица, но до него от моря 40км, дорога просматривается от побережья на 18км и теряется в Юпшарском ущелье.

Оля осторожно спрашивает о моих планах, дальше ей бежать явно не по себе, не собираюсь ли я бежать до вершины?! Язык мой - враг мой! Говорю, что не собираюсь. Женщине всегда надо говорить то, что она хочет слышать;). И тогда многих проблем можно избежать=). Предлагаю набрать хотя бы один час бегом (пока на моих часах только 40 минут бега).

Дорога, развернувшись на запад, обходит выше ту самую часть Мамзышкинского хребта, который виден с моря. С моря сама вершина Мамзышка не видна. Теперь мы как бы возвращаемся в Гагры, только на высотах не ниже 900м! Присутствует небольшая облачность, которая немного мешает разглядывать виды. Мешает и окружающая растительность: величественные самшитовые леса, образующие полог. Под деревьями едва прикрытые лесной подстилкой скалы. Склон такой, что спускаться по нему, чтобы потом сократить дорогу, как-то не тянет.

Заросли ежевики по обочинам сменила лещина. Уже хочется есть. Утоляем легкий голод ежевикой с редких кустиков, растущих на частях дороги, выходящей на юг. Лещина еще не созрела, но я ее ем, а Оля нет. Убегаю за поворот и долго ее жду. Оказывается, Олечка нашла алычу и нарвала несколько горстей ягод. С удовольствием лакомимся;).

Как-то я даже не потею, поэтому почти не пью. Особо не жарко, сказывается ветерок и скрывающий нас местами лес. Продолжаем восхождение. Говорю, что вроде вот она вершина - близко совсем. Оля подозрительно отмалчивается, соглашаясь со мной. Теперь больше идем, чем бежим. Час чисто бега преодолен. У меня время бега и ходьбы выровнялось. В пути мы уже два часа.

Мимо продолжают проезжать наверх уазики. Пассажиры с задних сидений нервно оглядываются. Я их понимаю - до Гагр отсюда 20км!;)

Голова, если смотреть вниз начинает едва заметно кружиться, я объясняю высотой и накапливающейся усталостью. Между тем ноги не подают признаков усталости. Самое главное, не чувствует их голова. Нет, усталость есть, но организм ее ощущает по-другому, это скорее забавляет.

Время в пути плавно приблизилось к трем часам. Теперь мы только идем. Деревья вокруг становятся все выше и выше. И это понятно, чем выше, тем меньше в лес заходили с пилой и топором;).

С высоты примерно 1000м начинает расти ель. Только на вид совершенно другая! Короткие ветки и толстые стволы - как карандаши.

Становится холодно. Мы забежали под облака! Теперь надо стараться бежать, хотя ноги особо этого не хотят. На бегу пытаюсь использовать солнце для обогрева, греясь под его скупыми лучами. Руки стынут, от дыхания идет пар. Температура по всем признакам +10+12.

Тут я в первый раз подумал о развороте. Как ни близка вершина, а замерзнуть и заболеть - последнее дело! Но Оля терпит, а значит продолжаем подниматься.

Дорога портится. Видно, что ее особо не ремонтировали. Местами лес расступается, обнажая потрясающие виды на побережье. Где-то там внизу лежат Гагры. Обогнавший нас уазик, останавливается. В нем всего три пассажира. У них хорошая фото-техника. Среди пассажиров одна пассажирка, Оля видимо надеясь на женскую солидарность, просит у ней чего-то поесть (снова проголодалась!), та дает ей лаваш и мандаринку. Останавливаю девушку от продолжения благотворительной акции - два ее спутника начинали видимо напрягаться.

Лес все реже. Где-то здесь вершина. По дороге пробегаем промежуточные вершины. С дороги в направлении к ним идут грунтовые дороги - видимо народ тусуется, или лес рубят. Камень уже больше походит на необработанный розовый мрамор или сланец.

Сзади раздается нехарактерный звук. Оглядываемся - сзади парень (Женя) поднимается в гору на байке. Вот кому хреновее нас - нам-то можно встать и отдохнуть, а ему кроме себя поднимать вел!:)

Продолжаем бежать наверх. Очередной поворот и асфальт заканчивается. Несколько оставленных автомашин без полного привода. Дальше налево только проселок в виде грязи с утрамбованных камней. Бежать по ним нельзя - можно травмироваться и как тогда спускаться?! Правда по левому краю идет тропка, протоптанная лошадьми и скотом, но бежать но ней тоже сложно. Асфальтовые кроссовки на камнях не держат. Как тут вел проехал?!

Направо тоже идет дорога, куда она, я узнал позже, оказывается на следующую вершину хребта - Шабаашху (1970м).

Нам важно было продолжать движение - только в нем смысл, ибо голова практически не соображала. Но некий тренд, "зов" к вершине, не осязаемо засел где-то внутри. Прошло почти четыре часа, как мы в пути.

Дорога изгибалась и крутилась. Я потерял ориентацию в пространстве, почувствовал в очередной раз желание прекратить все это и повернуть назад. Но вот очередной поворот и лес расступился. Начались альпийские луга. И какие-то сараи с двухскатными крышами и обшитыми рубероидом стенами.

(местные называют эти сараи балаганами, автор фото:  Сергей Сергацков)

Луга лугами, а где же эта вершина. По опыту там должна стоять тренога-триангуляр, но что-то ничего не видно. Ладно есть дорога, по ней и пойдем! Усталость в очередной раз отступила, пошли по дороге. Холодно уже не было - светило солнце.

Подходим ближе, а это не сарай, а жилище пастуха, или как местные называют - балаган. Рядом загон со стадом коз и козлов. А вокруг этих балаганов! Вся местность представляла полуобнаженными скалистыми холмы с выходами породы, покрытыми альпийскими травами. Правда у дороги росла сплошь колючка. А по холмам стада коров! Да каких упитанных! Местные коровы похожи больше на телок-нетелей с выступающими ребрами. Но то внизу, а тут мясо откормочная фабрика! Но куда же они девают молоко? А! Вот и объява: "Вкусный козЫй сыр!" (приведен оригинал:) Нарисована козья рогатая голова и два вымени. Но где же скот пьет - воды не видно. Проходим еще по дороге и видим, что в одной из лощин находится озерцо с мутной, явно талой водой. Видимо пастухам воду подвозят снизу.

Нетерпение охватывает нас. Камни на дороге сухие, по ним можно бежать, что мы и делаем. За поворотом холма вижу вершину, но дорога к ней не идет прямо, а значит крутиться. После очередного поворота ветер становится ледяным - вот оно дыхание гор! Надо бежать и укрыться за гребнем от ветра.

Сворачиваем, а там наш уже знакомый велосипедист Женя и еще один путешественник из Владимира Денис. Знакомимся, общаемся, смотрим по сторонам. Вот море, под нами Гагры, слева раскинулась Бзыбская низменность и куцый хвостик Пицундского мыса. Еще левее Бзыбских хребет. По идее за ней Колхидская низменность и далее Новый Афон и Сухуми, но ничего кроме синевы неба не видно, хотя под нами 1873м, а хребет всего 1200м. Сзади слева горы повыше нашей, покрыты облаками и особо вершины не сосчитать. Сзади следующая вершина, немного выше нашей (Шабаашху, 1970м), но тоже в облаках, не разглядеть. За горой целое плато - Арабика (Арбаика).

(плато Арабика, автор фото:  Сергей Сергацков)

(плато Арабика в закатном солнце, автор фото:  Сергей Сергацков)

Справа через ущелье гора Псцыр ("всего" 1770м), за ней белеют снегом вершины ГКХ, за ними Россия, сзади тоже Россия.

Денис рассказывает, что проходил в Абхазию через перевал из Краснодарского края, поднимался на 4000м. Но что для него не рекорд для меня супердостижение: не менее 35км позади, из них полтора часа бегом в гору. А еще ему обещали местные пастухи, что в хорошую погоду отсюда можно увидеть турецкий берег!

Ну, да не нужен нам берег турецкий, нам надо домой, даром что нам ее, Туретчину, не видно!;)
Отдаем велосипедисту остатки лаваша, энергетик-то он взял, но не думал, что так долго добираться придется! Тем не менее, почти три часа крутил педали! Он засобирался обратно, а мы еще остаемся.

Подъезжает уазик, почти что под самую вершину, из него вываливаются сытные сограждане и разбредаются по склонам. В их числе абхаз на палке, похожей на штакетину от забора;). Дед говорит, что ему 82 года и приглашает в балаган отведать чачи. Нам с Олей не до чачи, я прошу ее не садиться и не расслабляться, ведь предстоит еще дорога домой, возможно даже сложнее подъема. Обратно так просто расслабиться, потерять концентрацию, а с ней и способность к перемещению!

Но усталость сменяет чувство огромного удовлетворении кайфа, заполнившего нас на вершине. Денис фоткает нас на фоне вершины и ее склонов, запоминаем адрес его эл.почты и бежим вниз.

Как ни странно, обратно почти летим. В принципе, так и должно быть: туда - концентрация, стремление к цели и отсутсвие усталости из-за снижения давления, оттуда - бег вниз и прирост сил от подъема давления;).

Тем не менее, обратно я снова бегу гораздо быстрее Оли, а убежав, иду пешком. Поэтому не только вверх, но и вниз время ее бега и километраж, превышают мое. Как ни странно, по-прежнему не холодно и не жарко, я не потею, и пить и есть шибко не хочется. Но я пью понемногу и ем растущую по краю дороги ежевику для профилактики, ибо ощущениям доверять нельзя.

Дорогу вниз я более-менее просчитал по длительности, оценив ее в три часа полной трусцы и под четыре, если будем двигаться через трусцу. Примерно так и вышло - почти четыре часа. Из них 1:50 бега у меня.

Итого у меня вышло бега 3:20, т.е. как минимум 35км, у Оли набралось более 4:30 и порядка 45км бегового километража.

Какого-то сверхизмождения от более, чем семидесяти километрового трейла ни я ни Оля не чувствовали. Я оправдываю это влиянием высоты и самой горы;). Если бы пришлось перемещаться по прямой, то земное притяжение "проехалось" по нам куда как сильнее. А так мы нашли в себе силы помыться, поесть, а потом сходить на пляж и отдохнуть там. Каких-то сверхпотерь энергии не ощущалось, да ноги чувствовали на себе длительную нагрузку, но и только. Ничего не болело и не сводило.

Можно представить реакцию на нашу вылазку у тривиальных человеческих индивидуумов! Их лица выражали смесь различных чувств. У нашего хозяина Акопа таких "отдыхающих" не было никогда и думаю вряд ли еще будет!:) Представляю сколько усилий стоило ему сохранять при нас беспристрастную маску гостеприимного хозяина!;) Но в конце-то концов не все "русские" пузатые алки, заполняющие пляж!!

На следующий день мы заслуженно посвятили ничегонеделанию в виде экскурсии на озеро Рица длительностью шесть часов, но это другая история!;)

П.С.: после всего этого Оля спросила меня, пробежала ли она дистанцию марафона. Посмотрев на набеганное ею время, я ответил утвердительно.
Когда я готовился 13.09 на 4М пробежать 10км и, перепахав на даче, пребывал в "откатном" расположении духа, Оля снова меня спросила, не буду ли я против, если она на 4М побежит марафон. Учитывая нашу общую неудачу в подводке к марафону "Белые Ночи", ее желание стать марафонкой, этот трейл, я ответит согласием:). Ее общая выносливость позволяла более чем успешно преодалеть марафон, даже учитывая, что последующие три недели она почти не бегала:).